Как-то я увидел видео, где профессиональный фотограф использовал профессиональное студийное освещение и зеркала для освещения объекта, это меня заинтересовало, и я решил попробовать достичь такого же результата используя одну лампу и зеркала.
После посещения двух магазинов DYI и Toys R'Us, у меня было всё необходимое: 4 зеркала 15х15см и моделька машины. Называйте меня как хотите, но я не мог выбрать просто модельку, поэтому я выбрал ту, которую мне хотелось бы иметь в натуральную величину - Maserati GranTurismo в маштабе 1:24.
Моё "домашнее освещение" это старая 60 ватная, напольная лампа купленная в IKEA. Я решил использовать всего лишь один источник света. потому как большинство бытовых ламп почти неизбежно меняют оттенок в зависимости от производителя и возраста.
Цель эксперимента, использование зеркал для отражения света, чтобы придать модели автомобиля объём.
ПЕРВАЯ КОМБИНАЦИЯ БЫЛА СЛЕДУЮЩЕЙ:
Первый снимок, свет от лампы примерно под углом 45 градусов.
Получилась неплохая Z-образная тень на капоте, только вот результат не особо впечатляет. Посмотрите на автомобиль - кривые линии или арки у колёс слабо выделены. Свет слишком резкий и прямой, что не даёт нормального тона при отражении. При такой постановке, отсутствует эффект глубины. Выглядит почти как при прямом солнечном свете. Самое главное то, что лампочка установленная с той же стороны что и камера, не даёт мне возможности использовать зеркала. Так что переставим.
ВТОРАЯ КОМБИНАЦИЯ ВЫГЛЯДЕЛА ТАК:
Здесь я разместил лампу позади автомобиля, примерно под углом 60 градусов.
Начало - модель освещена только одной лампой:
Не удивительно, что автомобиль недоэкспонирован со снимаемой стороны (это то, что я хотел бы получить на данном этапе). Особенно там, где дверь переходит в крышу. Думаю этого можно избежать, если использовать больше рассеянного света, например повесить белую ткань перед лампой.
Первое зеркало (с пометкой 1, на фото выше) я разместил так, чтобы оно отражало свет на переднюю часть автомобиля:
На данном этапе целью является передняя часть автомобиля, надо осветить её так, чтобы получить отражения в фарах.
Следующее зеркало (с пометкой 2) отражает свет на боковую часть автомобиля:
и создаёт отражения на колёсах (особенно на переднем), а также подчёркивает их форму, передней колёсной арки, продольного шва на двери и низ задней колёсной арки.
Третье зеркало (правильно, с пометкой 3)
отражает свет на заднее колесо и линию от крыши до багажника.
Последнее зеркало (номер 4) отражает свет на переднюю часть и внутрь кабины.
Задействовав все четыре зеркала, мне кажется я использовал все возможности. Не думаю, что больше зеркал как-то изменит ситуацию.
Вот как выглядит автомобиль без подсветки зеркалами и с ней:
Использовав одну бытовую лампу и четыре зеркала я имитировал студийное освещение для модели автомобиля!
Если бы моей целью была продажа модели автомобиля на ebay или другом интернет-аукционе, уверен, что конечный результат привлёк бы гораздо больше потенциальных покупателей, что естественно подняло бы цену товара.
Даже если я не продам модель автомобиля (я продам её, когда заменю на настоящие размеры 1:1), я отлично провёл время играя с освещением.
Знание правильной постановки света - основа фотографии, так что я думаю приобретённые навыки так или иначе пригодятся мне в будущем. И кто знает, может я и вас вдохновил попробовать нечто подобное - играть и учиться?
НЕМНОГО ТЕХНИЧЕСКИХ ДАННЫХ:
Фотографии делались на Nikon D300 с объективом 50 f/1.8. Все фотографии сделаны с диафрагмой f/14, около 1 секунды выдержки и ISO 320. Баланс белого стоял на "Авто", что и создало жёлтый оттенок. Я мог бы и выставить ручной баланс белого, но так как я снимал в RAW это роли не сыграло и я уже потом подкорректировал его в Nikon Capture NX.
Фотографии уменьшены в размере, добавлена резкость и конвертированы в JPG, больше никакой пост-обработки не проводилось.
МОГ ЛИ Я ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ ИНАЧЕ?
Уже позже я заметил, что автомобиль выглядел лучше в начальной установке (особенно передняя часть). Я учту это в следующий раз. Кроме того в следующий раз я попробую более тёмные, не светоотражающие поверхность и фон. Это должно дать мне больше возможностей для тонкой настройки, так как будет гораздо меньше отражений от столешницы. Также это поможет автомобилю больше выделиться на фоне.
Остановился ли я на этом?
Не-а, я попробовал двигать зеркала по кругу, как здесь:
А вот другой способ размещения зеркал, который даёт такой результат:
В этой расстановке я использовал софтбокс, что даёт более мягкий свет, и заметьте, форма и кривые менее чёткие, чем при использовании зеркал. Это отличие хорошо даёт понять, когда следует использовать зеркала для отражения света.