Причины нерезкости макрокадров
Смазанность или так называемая «шевеленка», когда камера или сам объект был сдвинут при экспозиции.
Неправильная фокусировка при съемке.
Тковы основные причины получения нами нерезких кадров. И если предупредить смазывание изображений мы можем просто сократив время выдержки и вооружившись устойчивым штативом, то вопрос правильной фокусировки заслуживает отдельного детального рассмотрения. Этим мы и займемся далее.
Сложности с использованием автофокуса для макросъемки
Механизм автоматической фокусировки достиг сегодня разработчики фотоаппаратуры сделали настолько совершенным, что это позволило ему проникнуть во все сферы фотографии. Это распространяется и на крупномасштабную съемку (даже когда масштаб — 1:4). Неудивительно, ведь это так просто, к тому же достаточно надежно. Фотографу достаточно лишь указать, где следует сфокусироваться, а камера уже сама наведется на резкость. Отзывы же о фотографиях, сделанных атким образом, при наличии некоторых навыков, всегда отличные.
К сожалению это не работает в случае с макросъемкой. И возможностей применить автофокусировку у нас тем меньше, чем меньше размер объекта съемки.
Почему автофокус не эффективен?
Автофокус тем менее эффективен, чем большим является масштаб съемки. Рассмотрим этот тезис более подробно.
Чем ближе объект съемки находится к поверхности линзы, тем большее необходимо смещение внутренних линз для максимальной резкости изображения. По этой причине при крупномасштабной съемке фокусировка замедляется и даже самое несущественное передвижение аппарата приводит к смещению плоскости резкости. Более того, современные объективы фокусируются на открытой диафрагмес мизерной глубиной резкости. Это приводит к частым сбоям. При съемке небольших объектов фокусировочные точки не всегда располагаются в кадре адекватно сюжетно важным деталям. И как только вы, сфокусируясь, перемещаете фотоаппарат, вы гарантированно утрачиваете резкость.
Ручная фокусировка
Использование ручной наводки оказывается быстрым и удобным, если вы снимаете в масштабе 1:1. Это особенно актуально при наличии функции Live View, которая позволяет фокусироваться вручную, а иногда и автоматически. Вы не заглядываете при этом в видоискатель, а просто смотрите на дисплей вашей камеры. Вы также можете значительно увеличить выбранный фрагмент для того, чтобы навести фокус более точно. Этот способ оказывается особенно точным и удобным при съемке статичных объектов.
Решения по фокусировке при макросъемке
Если вы снимаете статичные — неподвижные объекты
Снимая всевозможные грибы, растения и различные неодушевленные предметы, в масштабе 1:1 и более, имейте ввиду, что с вращением кольца фокусировки вместе с резкостью меняется и масштаб съемки, то есть та площадь пространства, которая попадает в кадр. В результате вы конечно получаете желаемую резкость. Но может оказаться так, что либо объект не помещается в кадре, либо по краям кадра чересчур много свободного пространства.
Проводя макросъемку, наводите резкость не вращением фокусировочного кольца, а путем передвижения камеры с объективом. Используйте для этого специальную штативную головку с салазками. Благоадря ей вы сможете перемещать закрепленный фотоаппарат максимально плавно и сохранять при этом выбранный масштаб.
Снимая мелкие объекты, работая с моноподом, без таких салазок вы тоже вряд ли обойдетесь.
Если вы снимаете динамичные — подвижные объекты
В случае, если объекты вашей съемки — животные, насекомые, они вряд ли станут ждать, пока вы установите штатив и покрутите фокусировочное кольцо. Тут, честно говоря, никакой, даже самый современный фотоаппарат, не поможет вам решить задачу эффективно на 100%. Но некоторые “фишки” и технические приемы конечно есть.
Снимайте по утрам, когда солнечный свет мягкий и рассеянный. Это поможет вам получить великолепные кадры. Кроме того старайтесь выбирать прохладное время, когда насекомые менее активны и пугливы. Тут вас ждут и покрытые росой стрекозы, рассевшиеся на травинках, и не до конца проснувшиеся мотыльки и бабочки.
Существует отряд насекомых, которые не летают так быстро, как все остальные. Некоторые мухи и бабочки просто зависают над цветами, по паре секунд оставаясь неподвижными. Пользуйтесь моментом, наводите объектив на резкость и снимайте.
Потратив немного времени на знакомство с представителями живой природы в естественной среде их обитания, вы поймете, что насекомые — пчелы, божьи коровки, комары ведут себя весьма предсказуемо. Изучайте и наблюдайте — ваши работы будут получать только восторженные отзывы.
Методика предварительной фокусировки
Снимая насекомых и прочие подвижные объекты, готовьтесь к съемке и наводите на резкость еще до момента его появления. Фотографы называют это методом предварительной фокусировки. Вычислить и предугадать этот момент вам помогут некоторое базовые познания в сфере биологии, о чем мы уже писали выше. Стрекозы например точно имеют свои любимые локации и регулярно их посещают. Поизучайте привычки интересующих вас насекомых и исходя из полученных данных выбирайте нужный ракурс.
Для предварительного наведения на резкость используйте фотоловушки. Они представляют собой инфракрасные датчики, которые срабатывают в момент пересечения объектом их луча. Используя систему таких фотоловушек вместе с специальными вспышками, вы сможете получить прекрасные крупномасштабные снимки с изображением стрекоз, бабочек в полете и могих других насекомых, находящихся в движении.
И напоследок помните, что использование той или иной техники съемки не должно быть самоцелью. Это всего лишь средство, с помощью которого вы, как фотограф, решите поставленные перед вами задачи. Надеемся, что предоставленная информация о технических приспособлениях и вариантах фокусировки поможет вам получить множество резких макрокадров!